1
|
|
2
|
- Р=
1072;звитие
информациl=
6;нного
общества и
процессов
глобализаm=
4;ии
существенl=
5;о
изменяет
условия,
формы и
задачи
философскl=
6;й
деятельноl=
9;ти,
ставят
острые
проблемы.
- Тема
необъятнаn=
3;.
Поэтому в
докладе я
кратко
коснусь
лишь
следующих
актуальныm=
3;
вопросов:
- Отрицателn=
0;ные
явления в
системе
культуры.
«Феномен
журнализмk=
2;».
- Их влияние
на
философскm=
1;ю
деятельноl=
9;ть
- Необходимl=
6;сть
рефлексии
фундаментk=
2;льной
структуры
философскl=
6;го
знания в
условиях
децентрацl=
0;и
сознания
- О двух
крупных
философскl=
0;х
проблемах
эпохи
информациl=
6;нного
общества
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
- Деформациn=
3;
культуротk=
4;орческой
деятельноl=
9;ти
связана с «=
092;еноменом
журнализмk=
2;»
в
современнl=
6;й
культуре.
- Это=
т
феномен
обусловлеl=
5;
непомерныl=
4;
ростом
журналистl=
0;ки
в системе
культуры, е=
077;
экспансиеl=
1;
во все сфер=
099;
интеллектm=
1;альной
деятельноl=
9;ти
- (подробно
описан мно
=
81;
в ряде
работ:
- Феномен
«журнализl=
4;а»
в
современнl=
6;й
культуре //  =
;
III
Российскиl=
1;
философскl=
0;й
конгресс.
Рационалиk=
9;м
и культура
на пороге
третьего
тысячелетl=
0;я.
Т.2.
Ростов-на-Д=
086;ну,
2002; =
Постмодеl=
8;нистская
мода //
Вопросы
философии, 200=
1,
№ 8).
|
7
|
|
8
|
- Эт&=
#1086;
влечет
ослаблениk=
7;
теоретичеl=
9;кой
интенции и
концептуаl=
3;ьной
ответствеl=
5;ности,
философскm=
1;ю
скоропись
=
89;
ее ужасающ
=
77;й
компилятиk=
4;ностью.
-
Дефицит
концептуаl=
3;ьности
сочетаетсn=
3;
часто с
гиперкритl=
0;цизмом,
компенсирm=
1;ется
релятивисm=
0;ским
антуражем,
«публицисm=
0;ичностью»,
-
привлекаm=
0;ельной
«упаковкоl=
1;.
|
9
|
- На
пути
тиражировk=
2;ния
информациl=
0; сняты
экспертныk=
7;
фильтры.
Публикуеm=
0;ся
что угодно.
- Велик объе
=
84;
маргинальl=
5;ой
философскl=
6;й
литературm=
9;
с ее
постмодерl=
5;истским
эпатажем
и
«суперновk=
2;циями», само=
;мнением,
субъективl=
0;змом,
безответсm=
0;венностью.
- К
этому
следует
добавить
необъятныl=
1;
«плюрализl=
4;»
суждений,
точек
зрения, вер=
089;ий,
предположk=
7;ний,
претензий,
не поддающ
=
80;хся
рациональl=
5;ой
оценке.
«Хаос фил
=
86;софского
мышления» R=
11;
по
выражению
акад.
Гусейнова
(«Вопросы
философии&raqu=
o;,
2007, № 7, с.8).
|
10
|
- В
профессиоl=
5;альной
литературk=
7;
так же
весьма
распрострk=
2;нены
установки
плюрализмk=
2;,
релятивизl=
4;а,
нестесненl=
5;ого
конструктl=
0;визма,
высокомерl=
5;ого
отношения
=
82;
философскl=
6;й
классике и
все еще
модные пос
=
90;модернистс=
1082;ие
посылки о
«смерти
субъекта»,
«смерти
метадискуl=
8;са»
(только
выражаемыk=
7;
другими
словами).
- За
последние
годы
усилилась
поддержка
иррационаl=
3;истических
тенденций, =
084;истических
учений.
Нередко мы
слышим при
=
79;ывы
к братским
объятиям
науки и
религии. Чт=
086;
же касаетс=
03;
«материалl=
0;зма»
и «атеизма&raq=
uo;,
то они
становятсn=
3;
у нас,
особенно в
публицистl=
0;ке
чуть ли не
бранными
словами.
|
11
|
"В
большой
моде
сегодня
нападки..."
- =
042;
большой
моде
сегодня
нападки на
рационалиk=
9;м
и науку,
которые
якобы
ответствеl=
5;ны
за все беды
нашей
цивилизацl=
0;и,
попытки
отрицания
каких-либо
твердых
основ
философскl=
6;го
знания,
сокрушениn=
3;
всех
«метадискm=
1;рсов»
(как будто
без них
может быть
философскl=
6;е
знание и их
можно чем-т=
086;
заменить).
-
Соответсm=
0;венно
мы видим
тенденцию
дискредитk=
2;ции
теоретичеl=
9;ких
оснований
=
86;бъективног=
1086;
знания
- и
таких
фундаментk=
2;льных
регулятивl=
6;в
познания и
деятельноl=
9;ти
как
- истина,
правда,
справедлиk=
4;ость.
|
12
|
|
13
|
|
14
|
- Базисная
категориаl=
3;ьная
структура
философскl=
6;го
знания
четырехмеl=
8;на.
- Она
включает
следующие
категории:
- Онтологичk=
7;ское,
- Гносеологl=
0;ческое,
- Аксиологиm=
5;еское,
- Праксеолоk=
5;ическое
- (активност=
00;:
интенционk=
2;льность,
воля, целеп=
086;лагание,
действие)
- Соответстk=
4;енно
они консти
=
90;уируют
основные
типы
философскl=
0;х
проблем.
|
15
|
- Эти
категории
теоретичеl=
9;ки
- не
редуцируеl=
4;ы
друг к друг=
091;
- (в
этом их
фундаментk=
2;льность),
но они взаи=
084;ополагаемы
и взаиморе
=
92;лексируемы=
li>
-
(т.е. имеют
необходимm=
9;е
связи друг =
089;
другом.), что
иллюстрирm=
1;ется
простой сх
=
77;мой
|
16
|
- Эт&=
#1086;
означает,
что
основателn=
0;ная
разработкk=
2;,
например,
гносеологl=
0;ческой
проблемы
требует
осмыслениn=
3;
ее
онтологичk=
7;ских
посылок
(которые
часто
принимаютl=
9;я
неявно или
выносятся
за скобки
или полага=
02;тся
слишком
произвольl=
5;о),
а так же
рефлексии
аксиологиm=
5;еских
и
праксеолоk=
5;ических
аспектов.
- В
противном
случае
концептуаl=
3;ьное
решение
такой
проблемы н
=
77;
может быть
основателn=
0;ным.
Мы видим эт=
086;
на примере
ряда самон
=
86;вейших
западных
эпистемолl=
6;гических
концепций
Имеются и
убедительl=
5;ые
историчесl=
2;ие
примеры.
|
17
|
- Точно так ж=
077;
основателn=
0;ная
разработкk=
2;
онтологичk=
7;ской
проблемы
требует
прежде все
=
75;о
осмыслениk=
7;
тех
познаватеl=
3;ьных
средств (их
разрешающk=
7;й
способносm=
0;и),
посредствl=
6;м
которых
утверждаеm=
0;ся
нечто, как
существуюm=
7;ее
или не
существуюm=
7;ее;
здесь во
многих
случаях та
=
82;
же
необходимk=
2;
аксиологиm=
5;еская
и
праксеолоk=
5;ическая
рефлексия.
|
18
|
- Принижениk=
7;
роли, тем
более
игнорировk=
2;ние
гносеологl=
0;ческой
рефлексии
ведет к наи=
074;ному
онтологизl=
4;у,
к
теоретичеl=
9;ким
противореm=
5;иям
в
построениl=
0;
философскl=
6;й
концепции. =
050;
примеру, в
концепции
неопрагмаm=
0;изма
Р. Рорти
вообще
отрицаетсn=
3;
гносеологl=
0;я
(эпистемол
=
86;гия),
но при
решении
общих
вопросов
автор
неявно, а
иногда и
вполне явн
=
86;,
вводит
«свою»
эпистемолl=
6;гию.
- Акси=
ологическаn=
3;
и
праксеолоk=
5;ическая
проблемы в
свою
очередь
требуют
взаиморефl=
3;ексии
и
рассмотреl=
5;ия
в
онтологичk=
7;ском
и
гносеологl=
0;ческом
планах.
|
19
|
-
Приведенl=
5;ая
модель
фундаментk=
2;льной
структуры
философскl=
6;го
знания вес=
00;ма
полезна дл=
03;
анализа и
оценки
заявок на ф=
080;лософские
новации. Он=
072;
позволяет
корректирl=
6;вать
деформациl=
0;
и
неоправдаl=
5;ные
претензии
(субъектив
=
80;стского,
релятивисm=
0;ского,
конструктl=
0;вистского
толка),
поддерживk=
2;ть
единство в
многообраk=
9;ии
философскl=
6;го
знания, не
упускать и
=
79;
виду его
«ядерную»
проблематl=
0;ку
при
разработкk=
7;
специфичеl=
9;ких
проблем, ко=
090;орые
выдвигает
информациl=
6;нное
общество.
|
20
|
- В этой связ=
080;
я бы хотел
кратко
сказать
лишь о двух
крупных
проблемах,
чрезвычайl=
5;о
актуальныm=
3;
в нынешних
условиях.
Одна из них
старая,
другая
новая.
Первая
связана с
перспектиk=
4;ами
земной
цивилизацl=
0;и,
с той, несом=
1085;енно,
гибельной
траекториk=
7;й
ее развити=
03;,
которая
пока
практичесl=
2;и
не
изменяетсn=
3;
(углубляющ
=
80;йся
экологичеl=
9;кий
кризис и др=
091;гие
глобальныk=
7;
проблемы).
- Это – общая
экзистенцl=
0;альная
проблема: о
смысле
существовk=
2;ния
и смысле
деятельноl=
9;ти
(извечная,
мучительнk=
2;я
проблема,
быть может,
неразрешиl=
4;ая,
искусно
вытесняемk=
2;я
нами). Но
сейчас, есл=
080;
философия
желает
оправдываm=
0;ь
свое
назначениk=
7;
и особую
роль в куль=
090;уре,
она должна
ее ставить =
080;
решать.
Смысл как
раз
выражает
единство
указанных
выше катег
=
86;риальных
измерений.
|
21
|
- Это сплав
сущего,
знания,
ценности и
проекции в
будущее
(включающе
=
81;
целеполагk=
2;ние
и волю).
- Пере=
д
нами
вопросы о
смысле
существовk=
2;ния
человечесm=
0;ва,
народа,
институциl=
6;нальных
образованl=
0;й,
индивида. К
ним трудно
подступитn=
0;ся.
- Но
прежде
всего мы
должны
ответить н
=
72;
вопрос о
смысле
философскl=
6;й
деятельноl=
9;ти.
Этот
животрепеm=
7;ущий
вопрос
сравнителn=
0;но
доступен
для
разработкl=
0;,
однако
отодвинут  =
; &n=
bsp;
на дальню=
02;
периферию.
|
22
|
-
Между тем
некоторые
ответы на
него напра
=
96;иваются
сами собой =
080;
не имеют
альтернатl=
0;вы.
Смысл
философскl=
6;й
деятельноl=
9;ти
состоит в
творчествk=
7;
новых и
охране
старых жиз
=
85;еутверждаю=
1097;их
смыслов.
- Остро
сознавая
неизбывнуn=
2;
проблемноl=
9;ть
человечесl=
2;ого
существовk=
2;ния,
неопределk=
7;нность
будущего,
философия
призвана
противостl=
6;ять
нагнетаниn=
2;
абсурда и
деструктиk=
4;ности,
невротичеl=
9;кого
алармизма,
крепить
внутреннюn=
2;
самоорганl=
0;зацию
и мужество
духа,
всемерно
поддерживk=
2;ть
оптимистиm=
5;ескую
перспектиk=
4;у
и веру в
творческиk=
7;
силы разум
=
72;,
ибо только
они
способны
генерировk=
2;ть
энергию и
волю,
необходимm=
1;ю
для решени=
03;
глобальныm=
3;
проблем
человечесm=
0;ва.
- ( Дефицит
воли –
характернk=
2;я
черта
нынешней
интеллектm=
1;альной
элиты. Без
высокого н
=
72;пряжения
духовных
сил нельзя
глубоко мы
=
89;лить
даже при
наличии
таланта. Ка=
082;
часто мы ви=
076;им,
что
талантливm=
9;й
человек
ничтожен к
=
72;к
личность.)
|
23
|
- Вторая
проблема
включает
два аспект
=
72;:
теоретико-
=
84;етодологич=
1077;ский
и
социально-
=
92;илософский.
Она связан
=
72;
с
судьбоносl=
5;ой,
без преуве
=
83;ичения,
научно-тех
=
85;ической
перспектиk=
4;ой
нашей
цивилизацl=
0;и.
Речь идет о =
1095;етырех
мегатехноl=
3;огиях,
которые
успешно и
быстрыми
темпами
развиваютl=
9;я
в последни
=
77;
годы.
- Это – инфор=
084;ационные
технологиl=
0;, биотехноло&=
#1075;ии,
нанотехноl=
3;огии
и когнитив
=
85;ые
технологиl=
0;.
|
24
|
- Они
конвергирm=
1;ют
друг к
другу,
взаимооплl=
6;дотворяют
друг друга =
080;
способны
создать ис
=
82;лючительно
мощные,
действитеl=
3;ьные
средства
для решени=
03;
экологичеl=
9;ких
и других гл=
086;бальных
проблем. Я
думаю, что
это единст
=
74;енная
наша
реальная
надежда.
- Но
дело в том,
сумеет ли
человечесm=
0;во
организовk=
2;ть
и
использовk=
2;ть
эти средст
=
74;а
в благих
целях. Здес=
100;
как раз уже
сейчас воз
=
85;икает
комплекс
философскl=
0;х
и теоретик
=
86;-междисципл&=
#1080;нарных
вопросов, от
успешной
разработкl=
0;
которых
будут во мн=
086;гом
зависеть
желаемые
результатm=
9;.
-
Надо
отметить,
что
ключевым
узлом обеи
=
93;
проблем
выступает
проблема
сознания,
взятая в
единстве е
=
77;
основных
аспектов, п=
088;ежде
всего под
углом
взаимосвяk=
9;и
индивидуаl=
3;ьного
и
общественl=
5;ого
сознания.
|
25
|
- В
заключениk=
7;
хочу
подчеркнуm=
0;ь,
что в
условиях
нынешнего
этапа
информациl=
6;нного
общества с
его
обозначенl=
5;ыми
выше негат
=
80;вными
явлениями
=
74;
системе
культуры, п=
077;рвостепенн&=
#1072;я
роль
принадлежl=
0;т
рациональl=
5;ой
философии.
- Имеется в
виду такой
тип
философскl=
6;й
деятельноl=
9;ти,
который
сохраняет
рефлексивl=
5;о-критическ=
1091;ю
установку,
не
противопоl=
9;тавляет себя
научному
знанию,
отвергает
иррационаl=
3;истические
и
экстремисm=
0;ские
псевдоновk=
2;ции,
защищает
позиции
умеренногl=
6;
консерватl=
0;зма,
противодеl=
1;ствуя
разрушениn=
2;
фундаментk=
2;льных
кодов жизн
=
80;
и культуры,
стремится
=
82;
теоретичеl=
9;кому
обоснованl=
0;ю
выдвигаемm=
9;х
положений,
требует че
=
90;кой
аргументаm=
4;ии,
логическоl=
1;
последоваm=
0;ельности
и высокой
интеллектm=
1;альной
ответствеl=
5;ности.
|
26
|
"Р=
1072;циональная
философия
выполняет в
системе..."
-
Рационалn=
0;ная
философия
выполняет
=
74;
системе
культуры
функцию
терапевта
=
95;еловеческо=
1075;о
разума, по
крайней
мере - филос=
1086;фского
разума,
который, ка=
082;
и разум
отдельной
личности,
склонен к
малым и
большим па
=
90;ологически=
1084;
отклонениn=
3;м.
Параноиднm=
9;е,
депрессивl=
5;ые,
шизоидные
поползновk=
7;ния
разума
сейчас
слишком
заметны в
философии
=
80; культуре.
- Конечно,
подобные
поползновk=
7;ния
имеют свои
социально-=
01;кономическ=
1080;е
и другие
объективнm=
9;е
причины,
однако, они
сами в свою
очередь
служат
причиной
углублениn=
3;
кризисных
ситуаций.
Информациl=
6;нное
общество
способно
повышать
их
разрушитеl=
3;ьное
действие.
Больная,
растеряннk=
2;я,
охваченнаn=
3;
унынием и
пессимизмl=
6;м
философия -
плохой
помощник в
решении
жизненно
важных
проблем об
=
97;ества.
|
27
|
|