1.
Список публикаций:
1) Ю.С. Моркина.
Что есть культура, и как она объясняется //
Эпистемология & философия науки 2005, т.V,
№ 3М.: Канон+
Рецензия на книгу Р.
Онгера
(См.:
Aunger R.
The Electric Meme: A New Theory of How We Think. N.Y.-L.-Toronto-Sydney-Singapore,
2002.
P.
392), развивающего новую
биологистскую (неодарвинистскую) концепцию
мышления.
2) Ю.С. Моркина.
К вопросу о социальной
эпистемологии // Философия и будущее цивилизации
(Тезисы докладов и выступлений IV
Российского философского конгресса (Москва, 24-28
мая 2005г.) т. 3, М.: «Современные тетради», 2005.
3) Ю.С. Моркина (в
соавторстве с Е.В. Востриковой). Обзор
международного симпозиума «Знание и общества» в
рамках 4 Всеросийсского
Конгресса «Философия и будущее цивилизации» //
«Эпистемология & философия науки», 2006, т
VII,
№1.
4) Ю.С. Моркина.
Ценностное сознание и социальная теория познания Д.
Блура. // Эпистемология
& философия науки 2007, т.XII,
№ 2, М.: Канон+.
Во взаимодействии
ценностно нагруженных
понятий часто можно обнаружить закономерность, в
силу которой широко распространена атрибуция
(приписывание) объекту или концепту, наделенному
высокой ценностью, качеств, также наделяемых высокой
ценностью (данное явление можно назвать
«присвоением»). В статье продемонстрирована
зависимость понятия знания у
Блура от ценностных предпочтений данного
исследователя.
5) Ю.С. Моркина.
Обзор книг по эпистемологии на французском языке //
«Эпистемология & философия науки», 2007, т
XIII,
№3.
6) Э.
Голдман. «Веритистское»
направление в социальной эпистемологии. Рецензия. //
«Эпистемология & философия науки», 200, т
, №.
Рецензия на книгу
Э. Голдмана «Знание в
социальном мире» (См.:
Goldman A.I.
Knowledge in a Social World.
Oxford,
N.Y.,
2003.)
7) Ю.С. Моркина.
Знание и социальная образность// Энциклопедия по
эпистемологии науки (подготовлено)
8) Ю.С. Моркина.
Витгенштейн: правила и институты// Энциклопедия по
эпистемологии науки (подготовлено)
9) Ю.С. Моркина.
Знание в социальном мире // Энциклопедия по
эпистемологии науки (подготовлено)
10) Ю.С. Моркина.
Витгенштейн: социальная теория познания //
Энциклопедия по эпистемологии науки (подготовлено)
(данные четыре
публикации представляют собой энциклопедические
статьи по одноименным книгам Д.
Блура и Э. Голдмана
:
См.:
Bloor D. Knowledge and Social Imagery. L.,
1976. 156 P. |
Bloor D. Wittgenstein, rules and
institutions. L.,
1997. 173
P. |
Bloor D. Wittgenstein: A Social Theory of
Knowledge. Macmillan and Columbia, 1983.
210 P. |
Goldman A.I. Knowledge in a Social World. Oxford,
N.Y., 2003.
11)
Л.
Виттгенштейн
– Д.
Блур.
Институциональная природа знания.// Язык. Сознание,
Социум, под ред. Касавина И.Т.
12)
Социальный конструктивизм Д.
Блура: взгляд на мнения.
В статье показано,
что Д. Блур (Эдинбургская
школа, автор «сильной программы» в социологии
знания) часто придерживается слабой позиции
социального конструктивизма, в рамках которой
постулируется социальное конструирование научных
теорий, но не реальности.
13) Понятие
внутренней реальности в современной социальной
эпистемологии.
14) «Веритизм»
Э. Голдмана как
нормативистское
направление в социальной эпистемологии.
Голдман
противопоставляет свой «веритистский»
(от
veritas
(лат.) - истина) проект социальной эпистемологии
целому ряду современных подходов к проблемам истины
и знания, в числе которых постмодернизм и «сильная
программа» Б. Барнса и
Д. Блура (представителей
Эдинбургской школы). В данной работе выделен ряд
пунктов, по которым подход
Голдмана противостоит идеям Д.
Блура. Так, проект
Голдмана охарактеризован
нами как отличающийся такими признаками как
«нормативизм», «абсолютизм», «когнитивный
индивидуализм» и «метафизический реализм» от подхода
Д. Блура, для которого,
в свою очередь, характерно провозглашение «дескриптивизма»,
«релятивизма», «когнитивного коллективизма».
2.
Список грантов:
1)
«Социальная эпистемология» проект РГНФ №
06-03-00275а
Социальная эпистемология – одна
из самых современных областей исследования, активно
развивающаяся в последние 30 лет.
Традиционная эпистемология была слишком
индивидуалистичной и не принимала во внимание
центральную роль общества в процессе формирования
знания. Знание и познание должны пониматься как
элементы более широкой области – мира человеческой
деятельности и общения (а это, в свою очередь, стало
возможным благодаря преодолению атомистической
трактовки социальной реальности и ее альтернативы –
холизма), поэтому анализ познания не может
развиваться, не заимствуя представления из иных
научных дисциплин.
Практическая значимость социальной эпистемологии
связана с ее возможной ролью в перестройке
социальных институтов, ориентированных на хранение,
переработку и производство информации.
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение
которой направлен проект определение круга проблем,
понятий и методологических подходов, свойственных
социальной эпистемологии;
переинтерпретация понятий классической теории
познания, проведение конкретных ситуационных
исследований социальных и историко-культурных
измерений познания
В рамках проекта написана статья «Л.
Виттгенштейн – Д.
Блур.
Институциональная природа знания
(Л. Виттгенштейн – Д.
Блур.
Институциональная природа знания // Язык.
Сознание, Социум, под ред.
Касавина И.Т.), в которой анализируется концепция
знания как социального института, а также статья ««Веритизм»
Э. Голдмана как
нормативистское
направление в социальной эпистемологии», содержащая
анализ понятий знания и истины в концепции Э.
Голдмана.
2)
«Сознание» проект РГНФ № 0503 – 03247а
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение
которой направлен проект
задача состоит в том, чтобы на основе рассмотрения
конкретных феноменов сознания, самосознания,
субъективной интроспекции, общественного сознания
(политического, экономического и др.), повседневного
сознания, а также в обращении к данным современной
нейрофизиологии мозга, к попыткам компьютерного
моделирования сознания дать обобщенное понятие
сознания, ответить на вопрос о единстве
человеческого сознания и способах и
схемах его
функционирования.
В рамках проекта написана
статья «Понятие внутренней реальности в современной
социальной эпистемологии».
3.
Дополнительная информация:
Ю.С.
Моркиной завершено
диссертационное исследование «Социальная природа
познания (анализ концепций Эдинбургской школы)»,
включающее компаративный анализ позиций
представителя Эдинбургской школы социологии познания
Д. Блура и
представителей альтернативной социальной
эпистемологии – Э. Голдмана
и С. Фуллера.
Научная новизна исследования
1) Показано, что в
социальной эпистемологии Д.
Блура по-новому определяется понятие знания,
что вносит существенный вклад в эпистемологию.
Знание, по Блуру,
включает генезис наших представлений о мире, а не
только сами эти представления. Таким
образом
Блур изменяет отношение
между понятиями знания и познания. Содержание любого
знания в его концепции с необходимостью включает в
себя социальный компонент.
2) Проведен
компаративный анализ концепций
Блура, Голдмана и
Фуллера, в частности,
показано расхождение данных авторов в трактовке
понятия знания.
3)
Продемонстрирована зависимость понятия знания у
Блура и
Голдмана от ценностных
предпочтений данных исследователей.
5) Выявлены такие
философские и методологические предпосылки
социальной эпистемологии, как методологический
релятивизм, радикальный
дескриптивизм и социальный конструктивизм.
Основные положения,
выносимые на защиту
Основными тезисами,
выносимыми на защиту в данной диссертационной работе
являются следующие:
1)
Социальная теория познания Д.
Блура вносит
существенный вклад в
эпистемологию предлагая новое определение понятия
знания. Знание, по Блуру,
включает не только конечный результат в виде
представлений о мире, но и
социокультурный генезис данных представлений.
Таким образом, изменяется отношение между понятиями
знания и познания, а содержание любого знания с
необходимостью включает в себя социальный компонент.
2) Понятие знания
обнаруживает существенную зависимость от ценностных
предпочтений формулирующего его
эпистемолога. Это продемонстрировано на
примере Д. Блура, для
которого ценностная
нагруженность позволяет
соединить понятие знания с понятием социального, а
также на примере Э. Голдмана,
встающего на защиту понятия истины, недооцененного,
с его точки зрения, в социальной теории познания
Блура.
3) Выявлены такие
философские и методологические предпосылки
социальной эпистемологии, как методологический
релятивизм, радикальный
дескриптивизм и социальный конструктивизм.
4) Выделены
следующие признаки, отличающие концепцию
Голдмана от «сильной
программы» и определяющие ее особое
место в социальной эпистемологии:
a)
«нормативизм», в отличие от «дескриптивизма»
«сильной программы»;
b)
«абсолютизм», в противоположность релятивизму
«сильной программы»;
c)
«когнитивный индивидуализм»,
противопоставленный «когнитивному коллективизму»
«сильной программы»;
d)
«метафизический реализм» против
«методологического релятивизма».
Моркина Ю.С.
является ответственным секретарем ежемесячного
семинара «Проблемы рациональной философии» (9
семинаров в год) |