Институт философии Российской академии наук  

                  

Сектор социальной эпистемологии

 

 

 

 

Проекты сектора социальной эпистемологии

  журнал семинар гранты  тексты энциклопедия наука и духовность книги издательства "Канон+"

Внимание: вышла в свет фундаментальная монография "СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ: ИДЕИ, МЕТОДЫ, ПРОГРАММЫ"

 

Рекомендовано к печати

Ученым Советом Института философии РАН  

Редколлегия

И.Т. Касавин, чл.-корр. РАН (ответственный и научный редактор);

Л.А. Маркова, доктор философских наук; Л. А. Микешина, доктор философских наук; Ю.С. Моркина, кандидат философских наук (уч. секретарь)

Рецензенты

доктор философских наук И.А. Герасимова

доктор философских наук И.Н. Грифцова 

Подготовлено к печати при поддержке РГНФ грант № 06-03-00275а

Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного
научного фонда (РГНФ) издательский проект 09-03-16080 д    

ISBN 978-5-88373-238-0

Социальная эпистемология одна из современных областей исследования знания, которая последние 30 лет активно развивается на Западе и в России, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии.

Теоретическое значение социальной эпистемологии определяется центральной ролью общества в процессе формирования знания. Ее практическая важность связана с ее возможной ролью в перестройке социальных институтов, ориентированных на хранение, переработку и производство информации.

Восприятие идей, результатов и методов наук о познании в процессе философского анализа познавательного процесса стало возможным лишь в силу обретения самой философией социально-философской ориентации. Именно потому, что знание и познание были поняты как элементы более широкой области мира человеческой деятельности и общения, анализ познания стал усваивать представления, заимствованные из иных научных дисциплин.

В какой мере и в какой степени содержание и форма знания определяются параметрами группы и общества, в которых оно производится? Каково соотношение предметных и социокультурных факторов детерминации познавательного процесса? Что еще, кроме культурных и социальных содержаний, способен обнаружить в знании эпистемолог?

Авторы данной коллективной монографии размышляют об этих и иных проблемах, о путях развития социальной эпистемологии, анализируют споры, ведущиеся в ее рамках. Книга дает читателю представление об этом современном философском течении.

 

Авторы: И.Т. Касавин (главы 1, 2, 4, 6, 11, 18, 21, 24); Л.А. Микешина (главы 3, 7, 25); Н.М. Смирнова (главы 5, 15, 27); С.П. Щавелёв (глава 8); Н.А.Калюжная (глава 9); А.С. Ща-велёв, С.П. Щавелёв (глава 17) Л.А. Маркова (главы 10, 19); Г.Б. Гутнер (глава 12); А.М. Улановский (глава 13); А.Ю. Антоновский (глава 14); Н. И. Мартишина (глава 16); С. Фуллер (Великобритания) (главы 20, 22); С.К. Матисов (глава 23); В. Н. Порус (глава 26);  Ю.С. Моркина (главы 29, 30, 31); Е.Л. Черткова (глава 28).

ISBN 978-5-88373-238-0

                                                  Оглавление

Глава 1. Социальная эпистемология: к истории

                  и постановке проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

 

 

Р а з д е л  I.  Концептуальные основания

 

 

 

Глава 2. Контекстуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

Глава 3. Герменевтика и эпистемология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

36

Глава 4. Дискурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

77

Глава 5. Интерсубъективность как проблема социальной

                  эпистемологии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

94

Глава 6. Смысл  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

116

Глава 7. Релятивизм  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

128

Глава 8. Практическое знание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

160

Глава 9. Экзистенциальный опыт:

                  социально-эпистемологический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

179

Глава 10. Категориальные сдвиги в неклассическом мышлении . . . . . . . .

193

 

 

Р а з д е л  II.  Междисциплинарная методология
в гуманитарных науках

 

 

 

Глава  11. Междисциплинарность в эпистемологии  . . . . . . . . . . . . . . . . .

257

Глава 12. Эпистемология и анализ языковых практик . . . . . . . . . . . . . . . .

263

Глава 13. Новая парадигма социальных наук: линии развития совре-
                     менного конструктивизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

279

Глава 14. Инструментально-дименсиональный метод наблюдения

                     в социальной мысли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

299

Глава 15. Феноменологический проект  методологии

                     социального анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

324

Глава 16. Социально-эпистемологический подход

                    к паранаучному знанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

343

Глава 17. Историческая археология: эпистемологический анализ . . . . . .

363

 

 

Р а з д е л  III.  Ситуационные исследования

 

 

 

Глава 18. Ситуация и контекст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

385

Глава 19. Понятие ситуационных исследований (case studies) . . . . . . . . . .

392

Глава 20. Социальная эпистемология университета  . . . . . . . . . . . . . . . . .

417

Глава 21. Оксфордские доны: опыт микросоциологии  . . . . . . . . . . . . . . .

449

Глава 22. Антропная и кармическая версии современного

                    научно-религиозного дуализма  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

466

Глава 23. Пределы реальности в антропологическом исследовании

                    религии (М. Дуглас и К. Гирц) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

492

 

Р а з д е л  IV.  Формирование и развитие
социальной эпистемологии

 

 

 

Глава 24. У истоков коммуникативно-семиотического подхода

                     в социальной эпистемологии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

514

Глава 25. М.М. Бахтин:

                     переосмысление эпистемологических категорий  . . . . . . . . . . .

535

Глава 26. Людвик Флек:

                    от сравнительной к социальной эпистемологии . . . . . . . . . . . . .

566

Глава 27. Философские предпосылки

                    феноменологической эпистемологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

585

Глава 28. Новый взгляд на старую дискуссию.

                    О книге С. Фуллера Кун против Поппера . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

603

Глава  29. Социальная теория познания Эдинбургской школы . . . . . . . . .

613

Глава 30. Веритизм Э. Голдмана как нормативистское направление

                     в социальной эпистемологии  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

639

Глава 31. Социальная эпистемология С. Фуллера  . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

669

 

 

Р а з д е л  V

 

 

 

Глава 32. Дискуссия о статусе  и задачах социальной эпистемологии . . .

691

                                                              

 

 

 

Аннотация коллективной монографии Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / отв. и науч. ред. И.Т. Касавин

 

Авторы монографии в своем труде решают задачи  определения круга проблем, понятий и методологических подходов, свойственных социальной эпистемологии; переинтерпретации понятий классической теории познания, проведения конкретных ситуационных исследований социальных и историко-культурных измерений познания.

Авторы понимают социальную эпистемологию как междисциплинарную область исследования. Вместе с тем они сознают, что, когда речь идет о предмете философии как анализе соотношения человека и мира, места человека в мире, философия не может ограничиваться заимствованием представлений о человеке из биологии и психологии и представлений о мире из космологии, а должна предоставить самостоятельные определения человека и мира, исходя как раз из их соотносительности и строя специфическое понятие мир человека.

Социальная эпистемология одна из современных областей исследования, которая последние 30 лет активно развивается, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии. Статьи коллективной монографии отражают важнейшую проблематику социальной эпистемологии и содержат анализ категориального аппарата и его применения в конкретных ситуационных исследованиях и методологии социально-гуманитарных наук.

Монография тематически разделена на пять разделов. Первый раздел посвящен концептуальным основаниям социальной эпистемологии как науки. В нем авторы рассматривают такие проблемы как: контекстуализм, соотношение герменевтики и эпистемологии; формирование логических оснований  нового типа мышления в неклассической науке; интерсубъективность как проблема социальной эпистемологии; проблема смысла и др. Второй раздел содержит материалы, связанные с междисциплинарной методологией в гуманитарных науках. Третий раздел посвящен ситуационным исследованиям. В этом разделе публикуются в том числе статьи известного социального эпистемолога С. Фуллера (Великобритания) Антропная или кармическая альтернатива: модернизация научно-религиозного дуализма для XXI века и Социальная эпистемология университета: как сохранить целостность знания в так называемом обществе знания. И, наконец, четвертый раздел освещает формирование и развитие социальной эпистемологии как дисциплины. Статьи, входящие в него, посвящены концепциям таких мыслителей как М. Бахтин, Ю. Лотман, Л. Флек, К. Мангейм и Р. Мертон, Э. Голдман, Д. Блур, С. Фуллер. Пятый раздел носит полемический характер и содержит дискуссию о статусе и задачах социальной эпистемологии.

Оглавление:

 

Свою задачу авторский коллектив видел в том, чтобы осветить перспективы, открываемые различными методологическими и эпистемологическими парадигмами в рамках социальной эпистемологии.

Подход авторов монографии отличается от подхода некоторых представителей социальной эпистемологии, которые  считают понятия рациональности, истины, нормативности вообще чуждыми социально-эпистемологическому подходу (что представляет собой путь к минимизации философского содержания эпистемологии, к превращению эпистемологии в отрасль социологии или психологии). Данный поход основан на специфической концепции рациональности, а также предполагает новую интерпретацию классических эпистемологических концептов. Рациональность рассматривается авторами монографии как общеметодологическая установка социальной эпистемологии.

Интересен третий раздел данной книги, содержащий ситуационные исследования сase-studies. Сase-studies является типичным методом социальной эпистемологии. Его основные понятия и приемы заимствованы у ряда философов и ученых: идея полного описания Г. Райла, тезис онтологической относительности У. Куайна, гештальтпсихологическое дополнение, метод grid and group analysis антрополога М. Дуглас, методика плотного описания культуролога К. Гирца, прикладная социология А. Шюца. В то же время, и это также признается авторами, исключительная приверженность методу case-studies и стремление редуцировать к нему всю эпистемологическую методологию есть выбор в пользу натурализма, дескриптивизма, историзма и релятивизма.

Книга содержит серьезную попытку теоретически осмыслить направление социальной эпистемологии и внести в него свой вклад. Она содержит детальный обзор уже существующих направлений в рамках социальной эпистемологии, а также собственные концепции авторов.

Книга привлечет широкий круг читателей, в числе которых студенты и преподаватели, а также люди, интересующиеся вопросами социальной эпистемологии.

 

 

Проекты сектора социальной эпистемологии

журнал семинар гранты  тексты энциклопедия наука и духовность книги издательства "Канон+"