Рекомендовано к печати
Ученым Советом Института философии
РАН
Редколлегия
И.Т. Касавин,
чл.-корр. РАН (ответственный и научный редактор);
Л.А. Маркова,
доктор философских наук; Л. А. Микешина, доктор философских
наук; Ю.С. Моркина, кандидат философских наук (уч.
секретарь)
Рецензенты
доктор философских наук И.А.
Герасимова
доктор философских наук И.Н.
Грифцова
Подготовлено к печати при поддержке
РГНФ грант № 06-03-00275а
Издание
осуществлено при поддержке Российского гуманитарного
научного фонда (РГНФ) издательский проект 09-03-16080
д
ISBN
978-5-88373-238-0
Социальная
эпистемология – одна из современных областей исследования знания,
которая последние 30 лет активно развивается на Западе и в России,
продуцирует новые подходы и порождает дискуссии.
Теоретическое значение социальной
эпистемологии определяется центральной ролью общества в процессе
формирования знания. Ее практическая важность связана с ее возможной
ролью в перестройке социальных институтов, ориентированных на
хранение, переработку и производство информации.
Восприятие идей, результатов и
методов наук о познании в процессе философского анализа
познавательного процесса стало возможным лишь в силу обретения самой
философией социально-философской ориентации. Именно потому, что
знание и познание были поняты как элементы более широкой области –
мира человеческой деятельности и общения, – анализ познания стал
усваивать представления, заимствованные из иных научных дисциплин.
В какой мере
и в какой степени содержание и форма знания определяются параметрами
группы и общества, в которых оно производится? Каково соотношение
предметных и социокультурных факторов детерминации познавательного
процесса? Что еще, кроме культурных и социальных содержаний,
способен обнаружить в знании эпистемолог?
Авторы данной
коллективной монографии размышляют об этих и иных проблемах, о путях
развития социальной эпистемологии, анализируют споры, ведущиеся в ее
рамках. Книга дает читателю представление об этом современном
философском течении.
Авторы:
И.Т.
Касавин (главы 1, 2, 4, 6, 11, 18, 21, 24);
Л.А.
Микешина (главы 3, 7, 25);
Н.М.
Смирнова (главы 5, 15, 27);
С.П.
Щавелёв (глава 8); Н.А.Калюжная
(глава 9);
А.С.
Ща-велёв, С.П. Щавелёв (глава 17);
Л.А.
Маркова (главы 10, 19);
Г.Б.
Гутнер (глава 12);
А.М.
Улановский (глава 13);
А.Ю.
Антоновский (глава 14);
Н. И.
Мартишина (глава 16);
С. Фуллер
(Великобритания) (главы 20, 22);
С.К.
Матисов (глава 23); В. Н. Порус (глава 26);
Ю.С.
Моркина (главы 29, 30, 31);
Е.Л. Черткова (глава 28).
ISBN
978-5-88373-238-0
Оглавление
Глава 1.
Социальная эпистемология: к истории
и постановке проблемы . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. |
3 |
|
|
Р а з д е л I. Концептуальные основания
|
|
|
|
Глава 2.
Контекстуализм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
Глава 3.
Герменевтика и эпистемология . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . |
36 |
Глава 4.
Дискурс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
77 |
Глава
5. Интерсубъективность как
проблема социальной
эпистемологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . |
94 |
Глава 6.
Смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
116 |
Глава 7.
Релятивизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
128 |
Глава 8.
Практическое знание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . |
160 |
Глава 9.
Экзистенциальный опыт:
социально-эпистемологический анализ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
179 |
Глава 10.
Категориальные сдвиги в неклассическом мышлении
. . . . . . . . |
193 |
|
|
Р а з д е л
II. Междисциплинарная методология
в гуманитарных науках |
|
|
|
Глава 11.
Междисциплинарность в эпистемологии
. . . . . . . . . . . . . . . . .
|
257 |
Глава 12.
Эпистемология и анализ языковых практик
. . . . . . . . . . . . . . . .
|
263 |
Глава
13.
«Новая
парадигма» социальных наук: линии развития совре-
менного конструктивизма . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
279 |
Глава 14.
Инструментально-дименсиональный метод наблюдения
в
социальной мысли
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .
|
299 |
Глава 15.
Феноменологический проект методологии
социального анализа
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
|
324 |
Глава 16.
Социально-эпистемологический подход
к
паранаучному знанию
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . .
|
343 |
Глава 17.
Историческая археология: эпистемологический анализ
. . . . . .
|
363 |
|
|
Р а з д е л III.
Ситуационные исследования |
|
|
|
Глава 18.
Ситуация и контекст
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . .
|
385 |
Глава 19.
Понятие ситуационных исследований (case studies)
. . . . . . . . . .
|
392 |
Глава 20.
Социальная эпистемология университета
. . . . . .
. . . . . . . . . . .
|
417 |
Глава 21.
Оксфордские доны: опыт микросоциологии
. . . . . .
. . . . . . . . .
|
449 |
Глава 22.
Антропная и кармическая версии современного
научно-религиозного дуализма
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
466 |
Глава 23.
Пределы реальности в антропологическом исследовании
религии
(М. Дуглас и К. Гирц)
. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
492 |
Р а з д е л IV.
Формирование и развитие
социальной эпистемологии |
|
|
|
Глава 24.
У истоков коммуникативно-семиотического подхода
в
социальной эпистемологии
. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
514 |
Глава
25.
М.М. Бахтин:
переосмысление
эпистемологических категорий
. . . . . . . . . . .
|
535 |
Глава
26. Людвик Флек:
от
сравнительной к социальной эпистемологии . . . . . . . . . .
. . . |
566 |
Глава 27.
Философские предпосылки
феноменологической эпистемологии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
585 |
Глава 28.
Новый взгляд
на старую дискуссию.
О книге
С. Фуллера «Кун против Поппера»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
603 |
Глава 29.
Социальная теория познания Эдинбургской школы . . . . . . .
. . |
613 |
Глава 30.
«Веритизм» Э. Голдмана как нормативистское направление
в
социальной эпистемологии
. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
639 |
Глава 31.
Социальная эпистемология С. Фуллера
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
669 |
|
|
Р а з д е л V |
|
|
|
Глава 32.
Дискуссия о статусе и задачах социальной эпистемологии . .
. |
691 |
Аннотация
коллективной монографии «Социальная эпистемология: идеи, методы,
программы» / отв. и науч. ред. И.Т. Касавин
Авторы монографии в своем труде решают задачи
определения круга проблем, понятий и методологических подходов,
свойственных социальной эпистемологии; переинтерпретации понятий
классической теории познания, проведения конкретных ситуационных
исследований социальных и историко-культурных измерений познания.
Авторы понимают социальную эпистемологию как
междисциплинарную область исследования. Вместе с тем они сознают,
что, когда речь идет о предмете философии как анализе соотношения
человека и мира, места человека в мире, философия не может
ограничиваться заимствованием представлений о человеке из биологии и
психологии и представлений о мире из космологии, а должна
предоставить самостоятельные определения человека и мира, исходя как
раз из их соотносительности и строя специфическое понятие «мир
человека».
Социальная эпистемология – одна из современных
областей исследования, которая последние 30 лет активно развивается,
продуцирует новые подходы и порождает дискуссии. Статьи коллективной
монографии отражают важнейшую проблематику социальной эпистемологии
и содержат анализ категориального аппарата и его применения в
конкретных ситуационных исследованиях и методологии
социально-гуманитарных наук.
Монография тематически разделена на пять разделов.
Первый раздел посвящен концептуальным основаниям социальной
эпистемологии как науки. В нем авторы рассматривают такие проблемы
как:
контекстуализм,
соотношение герменевтики и эпистемологии;
формирование логических оснований нового типа мышления в
неклассической науке;
интерсубъективность как проблема социальной эпистемологии;
проблема смысла и др. Второй раздел
содержит материалы, связанные с
междисциплинарной методологией в гуманитарных науках.
Третий раздел посвящен ситуационным исследованиям. В этом разделе
публикуются в том числе статьи известного социального эпистемолога
С. Фуллера
(Великобритания) «Антропная или кармическая альтернатива:
модернизация научно-религиозного дуализма для XXI века» и
«Социальная эпистемология университета: как сохранить целостность
знания в так называемом обществе знания».
И, наконец, четвертый раздел освещает формирование и развитие
социальной эпистемологии как дисциплины. Статьи, входящие в него,
посвящены концепциям таких мыслителей как М. Бахтин, Ю. Лотман, Л.
Флек, К. Мангейм и Р. Мертон, Э. Голдман, Д. Блур, С. Фуллер. Пятый
раздел носит полемический характер и содержит дискуссию о статусе и
задачах социальной эпистемологии.
Оглавление:
Свою задачу авторский коллектив видел в том, чтобы осветить
перспективы, открываемые различными методологическими и
эпистемологическими «парадигмами» в рамках социальной эпистемологии.
Подход авторов монографии отличается от подхода
некоторых представителей социальной эпистемологии, которые считают
понятия рациональности, истины, нормативности вообще чуждыми
социально-эпистемологическому подходу (что представляет собой путь к
минимизации философского содержания эпистемологии, к превращению
эпистемологии в отрасль социологии или психологии). Данный поход
основан на специфической концепции рациональности, а также
предполагает новую интерпретацию классических эпистемологических
концептов. Рациональность рассматривается авторами монографии как
общеметодологическая установка социальной эпистемологии.
Интересен третий раздел данной книги, содержащий ситуационные
исследования – сase-studies.
Сase-studies
является типичным методом социальной эпистемологии. Его основные
понятия и приемы заимствованы у ряда философов и ученых: идея
«полного описания» Г. Райла, тезис онтологической относительности У.
Куайна, гештальтпсихологическое дополнение, метод «grid
and group analysis» антрополога М. Дуглас, методика «плотного
описания» культуролога К. Гирца, «прикладная социология» А. Шюца. В
то же время, и это также признается авторами, исключительная
приверженность методу «case-studies»
и стремление редуцировать к нему всю эпистемологическую методологию
есть выбор в пользу натурализма, дескриптивизма, историзма и
релятивизма.
Книга содержит серьезную попытку теоретически осмыслить направление
социальной эпистемологии и внести в него свой вклад. Она содержит
детальный обзор уже существующих направлений в рамках социальной
эпистемологии, а также собственные концепции авторов.
Книга привлечет широкий круг читателей, в числе которых – студенты и
преподаватели, а также люди, интересующиеся вопросами социальной
эпистемологии. |